Поддержка ФПГ

Поддержка ФПГ


В 2019 году Летняя научная школа ЛНМО работает с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов:

Страница проекта на сайте ФПГ

Краткое описание

ЧОУ ОиДО «Лаборатория непрерывного математического образования» (ЛНМО) проводит Летнюю научную (математическую) школу с 2004 года. С 2015 года Летняя школа расширила свой профиль: была организована комплексная смена для 5-9-классников со всей страны, которые могут выбрать профиль для обучения и создания научного исследования или проекта. В рамках двух смен Летней научной школы (ЛНШ) с 1 июля по 18 июля и с 19 июля по 9 августа 2019 года (120-150 учащихся в каждой смене) ЛНМО организует широкую просветительскую программу в области биологии, математики, инженерного творчества, программирования (не менее 6 часов занятий в день, сочетающих теорию и практику) с участием лучших педагогов из разных регионов страны, ориентированную на создание собственного проекта или исследования. Например, в 2018 году для целей конструирования синтезатора была разработана программа изучения математики, программирования микроконтроллеров, программирования С++, с тем, чтобы на практических занятиях произвести сборку устройства. В дальнейшем школьники продолжили свой проект и успешно выступают на инженерных соревнованиях. Мотивационно одаренные учащиеся, выбравшие определенный профиль обучения, занимаются в Летней школе в разных форматах более 180 часов за смену с целью формирования терминологического аппарата, первоначальных представлений о предмете исследования, а также мотивации к созданию научного исследования. Каждый учащийся Летней школы обсуждает с возможным научным руководителем желаемую тему дальнейшего исследования, а организаторы проектной и исследовательской деятельности подбирают ему научного руководителя и организуют работу. Возможность выбора своего научного направления заставляет организаторов Летней школы задуматься о продолжении научной деятельности школьника по ее окончании. Для мотивированных учащихся, прежде всего из разных регионов Российской Федерации, возможности которых для получения дополнительного образования по выбранному предмету могут быть ограничены, в Летней школе необходимо подбирать руководителей, которые готовы работать в течение года, в том числе удаленно. ЛНМО также организует систему методических совещаний для педагогов из регионов. Деятельность по созданию научного исследования в течение года в случае реализации проекта можно будет разворачивать в рамках работы не только с учеными, но и используя партнерство с вузами, компаниями, образовательными центрами. В результате работы над проектом «Научное руководство (наставничество) проектами и исследованиями школьников» (заявка 18-1-016188) было подписано более 5 долгосрочных договоров о сотрудничестве с компаниями и вузами, партнерство с которыми планируется использовать при разработке тем научных исследований и проектов в рамках Летней научной школы. Особенное внимание в ЛНШ уделяется ребятам из малообеспеченных семей, которые нуждаются в предоставлении бесплатных путевок и наставничестве в рамках Системы научных семинаров и спецкурсов.

Цели

  1. Организация научной деятельности школьников в Летней научной школы ЛНМО и в системе научных семинаров ЛНМО как среды для построения непрерывной траектории образовательной, исследовательской и инженерной деятельности школьника в тесном взаимодействии с представителями компаний и наставников из разных регионов страны.

Задачи

  1. Проведение летней научной школы как комплексного проекта, объединяющего отдых, оздоровление детей и образование в области математики, естественных и инженерных наук
  2. Организация исследовательской и проектной деятельности детей в Летней научной школе, а также обмена опытом между педагогами по формированию системной работы по созданию научного проекта или исследования
  3. Организация исследовательской и проектной работы учеников Летней научной школы ЛНМО после окончания смен, в том числе удаленно с учениками из регионов страны, с использованием опыта, полученного в ЛМШ
  4. Поддержка детей из многодетных и малообеспеченных семей для развития их исследовательских способностей

Обоснование социальной значимости

Традиционно летние летние научные школы реализуют краткосрочные образовательные программы, не имеющие прямого продолжения. ЧОУ ОиДО «ЛНМО» выстраивает свою деятельность как системную и комплексную. Обучение в Летней научной школе также должно иметь продолжение в течение года с научным руководителем, который ставит тему для исследования по результатам обучения на научных сменах. Особенно в этом нуждаются мотивированные ребята из разных городов страны, которые в случае продолжения работы над научным исследованием, организации работы совместно с научным руководителем не утрачивают полученные при обучении навыки. Участие в летних сменах ЛНМО ребят из Нового Уренгоя, Москвы, других городов показало заинтересованность в продолжении образования при отсутствии финансовых, организационных, методических ресурсов для такой работы. Необходимо вырабатывать примеры грамотного выстраивания индивидуального образовательного маршрута учащегося. Это тем более важно, потому что с 2015 года в Летнюю научную школу приезжают для обмена опытом преподаватели из разных городов, которые хотят получить рекомендации по созданию научных исследований и проектов, методикам. Учителя не могут организовать продолжение обучения — опыт показывает, что ученики Летней научной школы ЛНМО особенно нуждаются в кураторстве со стороны ученых, сотрудников вузов, сотрудников ЧОУ ОиДО «ЛНМО», которые работали с ними в Летней школе. Это необходимо и для усиления взаимодействия между разными регионами России. Использование новых технологий особенно эффективно, когда удаленная совместная работа, объединяющая учеников и руководителей из других городов, основана на совместном участии в очном проекте. Подобное объединение позволит активно передавать опыт различных образовательных организаций от региона к региону, тем самым улучшая качество образования в каждом из них. Участие в Летней школе представителей разных регионов показывает учащимся ценность полученного образования, заставляет активнее работать над проектом или исследованием, в целом улучшая образовательную среду.
Ресурсов для оплаты долгосрочных проектов по организации исследовательской и проектной деятельности школьников нет ни у родителей, ни у образовательных центров, поэтому необходимо создавать пилотные проекты с целью их дальнейшего развития, в том числе коммерческого, и привлечения финансирования на результативные образовательные проекты.

География проекта

Санкт-Петербург

Целевые группы

  1. Дети и подростки
  2. Молодежь и студенты
  3. Учителя из разных регионов страны
  4. Педагоги дополнительного образования
  5. Научные руководители проектов и исследований