Site icon Летняя научная школа ЛНМО

Биологическая и академическая смены ЛНШ ЛНМО 2020 года

14 августа завершилась работа Летней научной школы ЛНМО 2020 года, в которой приняли участие 118 школьников 4-11 классов и 18 преподавателей из Санкт-Петербурга, Челябинска, Гомеля и Минска.

21 дней ЛНМО работала в детском реабилитационном центре Витебской области – санатории «Ветразь» под городом Поставы, воспользовавшись разрешением российского правительства осуществлять лечение граждан за границей.

Дети получали  ежедневное лечение в санатории Ветразь, а параллельно была развернута учебная программа, включившая в себя от  170 до 210 часов  ежедневных занятий в соответствии с тремя научными направлениями – математическим, инженерным и биологическим.

Компания «Эколайн» поддержала наш проект, предоставив автобусы, на которых мы  беспрепятственно пересекли границу и доставили  детей в уникальное место, где возможно гармоничное сочетание лечения и оздоровления, отдыха, занятий спортом, развлечений и эффективной учебы.

В 2020 году поездка происходила на фоне общего страха перед эпидемией коронавируса. Решение о проведении Летней школы в Республике Беларусь принималось  при  абсолютной уверенности в профессионализме и ответственности сотрудников санатория Ветразь, построенного в глуши заповедных поставских лесов,  где всегда царит удивительная чистота, а за здоровьем ребят постоянно наблюдает несколько врачей и медсестер.

Реальная практика работы в столь сложный период показала  правильность сделанного выбора: ежедневно предпринимаемые санитарно-гигиенические и медицинские меры были настолько эффективны, что ни одного серьезного заболевания не произошло, а степень эффективности учебной программы оценивалась всеми участниками уникального выезда крайне высоко.

Были реализованы 3 главных цели Летней научной школы – 2020 года:

—  реабилитации детей после длительного периода дистанционного обучения, возвращении детей  к интеллектуальной  и социальной активности;

— сохранении традиций летних выездов ЛНМО, сохранении непрерывного процесса обучения, включающего в себя  обязательные периоды погружения в изучение школьных предметов как научных дисциплин;

— сохранении детских коллективов как сообществ, ставящих перед собой предельные задачи (исследовательские, проектные, образовательные).

Выезд показал, что принцип последовательной реализации главных целей и  ценностей вкупе с  большим опытом проведения Летних школ и продуманностью всех процессов,   а также наличие надежного партнера   — это достаточное основание для  выбора, осуществляемого в противовес существующим социальным тенденциям.

ЛНМО  в который раз показала, что  высокая цель непрерывного развития интеллекта детей, сохранения душевного и физического здоровья  позволяет преодолеть любые проблемы и объединять единомышленников.

В 2020 году было принято решение организовать объединенную смену, включающую в себя математическое, биологическое и инженерное направление. С 2018 года школа делает «тематические выезды»,  создавая погружения для каждого направления в отдельности. В 2020 году мы получили уникальную возможность взаимодействия разных коллективов в рамках одной смены.

Уникальная инфраструктура санатория Ветразь позволяет развернуть работу  как в теоретическом, так и в опытно-практическом направлении.  В центре есть огромный учебный комплекс с кабинетами, где можно осуществлять как теоретическую подготовку детей, так и проводить различные эксперименты и создавать проекты. Для математиков есть возможность работать в развернутом  ЛНМО компьютерном классе.

Биологи здесь получают возможность  делать лабораторные и практические исследования: разворачивают  систему выходов в лес – однодневных походов, позволяющих собрать материалы, которые в дальнейшем исследуются в лабораторных условиях. Именно таким образом собираются и изучаются коллекции растений и живых организмов, обитающих в заповедных лесах вокруг санатория.

В 2020 году для наших ребят-инженеров  был предоставлен цокольный этаж концертного комплекса, где была развернута  работа с инструментами и станками по созданию самоходной тележки, шагающих роботов, самодельных катапульт, футуристических кораблей на радиоуправлении.  Для такой работы санаторий предоставил верстаки, станки и небольшой учебный класс для занятий инженерным делом. Также ребятам были предоставлены кабинеты с лаборантскими в учебном корпусе, где дети занимались  3D-моделированием и программированием технических устройств.  

Дети из разных команд-направлений ежедневно объединялись  в рамках спортивных занятий для совместных турниров по футболу, волейболу, пионерболу и настольному теннису, совместных командных игр типа «Захват флага», интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?». Между инженерами и математиками также прошел Турнир юных математиков. Примерно через день дети смотрели интеллектуальное кино в киноклубе или участвовали в литературных вечерах у костра.  Встречались в лесу биологи, математики и инженеры во время выходов на купание, в экспедиции или на демонстрации созданных инженерных устройств («футуристических кораблей»).

Все достижения детей, а также их спектакли были показаны  на итоговом концерте во вновь отремонтированном  концертном комплексе на 200 мест.  Презентации инженерных проектов были  представлены на сцене перед всеми участниками смены. Биологи провели мини-конференцию, где были представлены небольшие исследования, выполненные детьми за время смены.

Таким образом, синергия разных направлений деятельности,  взаимодействие старших и младших, биологов, инженеров и математиков в рамках одного пространства, где никто никому не мешает и в то же время все постоянно заняты эффективной учебой по 6-8 часов в день, — все это предопределило уникальность опыта, полученного в 2020 году.

Статистика смены показала, что для детей было крайне важно возвратиться к очному обучению, личному взаимодействию с ребятами и преподавателями. В отличие от  предыдущего опыта, зачеты и экзамены, которые были проведены по итогам всех курсов Летней школы, показали уменьшение отрицательных  и удовлетворительных оценок практически на 80 процентов. Дети получали неподдельное удовольствие от учебы и других интеллектуальных активностей, а на контрасте с условиями жизни последних месяцев заново почувствовали вкус к традиционным  и простым вещам:  прогулкам по лесу, купанию, совместным  командным спортивным играм на свежем воздухе. Не было в этом году и проблем с получением  медицинских процедур. Гармония жизни в санатории восторжествовала и была наконец  вполне принята детьми, вкусившими  «новой реальности» в рамках карантинных мероприятий.

Биологическое направление Летней научной школы ЛНМО – 2020 года.

В рамках Летней научной школы ЛНМО уже несколько лет подряд происходит формирование  биологов-исследователей. Полевые методы работы детям  удобно осваивать, когда есть возможность  параллельно производить разбор собранных биологических объектов. Для этого центр «Ветразь» предоставляет лаборатории, где происходит работа по созданию гербариев, анализ под микроскопом водных и лесных насекомых, создание коллекций с обучением принципов работы по засушиванию и препарированию растений и животных. ЛНМО привозит с собой целый комплекс оборудования (различные виды микроскопов,  оборудование для фотосъемки, лабораторную посуду для разбора биоматериала, сетки для гербариев, оборудование для создания коллекций). Таким образом, дети имеют возможность изучать полевую ботанику, зоологию беспозвоночных, цитологию и другие важные дисциплины. Но главное – что в походах по окрестным лесам и водоемам формируется характер настоящего полевого исследователя, который работает бок о бок с молодыми учеными.

В работе смены приняли участие старшеклассницы Алена Евдокимова и Любовь Данилова. «Бионяни» передавали молодым биологам свои навыки и умения, заботились о младшеклассниках в их полевых вылазках.

Новым направлением в работе ЛНМО стало начало исследований, которое позволило провести статистику по различным физиологическим  показателям у наших детей в начале и в конце смены. Работа с этими данными  в дальнейшем позволит делать научные выводы о пользе обучения  детей в условиях санатория.

Преподавателями Летней научной школы ЛНМО в 2020 году выступили выпускница СПБГУ Анастасия Денисовна Клеверова, выпускник РГПУ им. Герцена Андрей Андреевич Матвиенко, а также преподаватель ЛНМО физиолог и ботаник Анна Андреевна Панихина.

Андрей Андреевич, как музыкант и просто хороший организатор, в 2020 году подготовил с ребятами главный концерт смены.

Удивительную синергию, которая возникала при работе столь разных по интересам и методам работы  команд, невозможно передать. Когда в разных концах санатория Ветразь одновременно происходило до 5-6 событий, в которых принимали участие все и все друг друга поддерживали – это и рождало удивительную атмосферу научного поиска и постоянного труда  и наслаждения уникальной природой Белоруссии. В этой атмосфере невозможными оказались серьезные конфликты, и вообще какие бы то ни было проблемы. На фоне удобного, красиво обустроенного заботливыми руками сотрудников санатория, постоянной заботы врачей и медсестер жизнь ребят действительно стала идиллическим миром, где все было объединено идеей любви к науке.

Коллектив ЛНМО благодарит наших замечательных партнеров – детский реабилитационный центр Ветразь и компанию Эколайн и надеется, что смена 2020 года станет важным  этапом на пути подготовки будущих ученых – математиков, биологов, инженеров. 

Exit mobile version