Летняя научная школа ЛНМО

Инженерная смена 2021 года

Инженерная смена Летней научной школы ЛНМО в 2021 году проводилась 19 дней (с 20 июля по 6 августа). В ее работе приняли участие 75 школьников в возрасте от 12 до 16 лет, объединенных в 20 команд — проектных групп для создания управляемых летательных устройств.

6 педагогов-инженеров и 7 организаторов и педагогов-вожатых руководили проектной работой команд, осуществляли функции кураторов проектных групп, реализующих спортивные и развлекательные программы, оказывали ребятам техническую и организационную поддержку. Задачи организатора смены были связаны с координацией работы педагогов -инженеров и вожатых, созданием единого расписания для Школы, организацией взаимодействия с санаторием «Ветразь» для ежедневного лечения и оздоровления детей, организацией экскурсий и других активностей для ребят и педагогов.

Летняя инженерная школа ЛНМО была посвящена памяти Анатолия Альбертовича Шперха и, как и мечтал замечательный педагог и основатель Школы инженерного мышления ЛНМО, носила экспериментальный характер, связанный с попыткой выстроить работу на основании проектных задач для каждой команды, не используя в процессе заранее сформированное расписание.

Впервые мы решились провести полноценную инженерную смену совместно с педагогами со всей страны и с полным погружением в инженерную (авиационную) тематику для всех участников. Мы дали возможность ребятам до конца погрузиться в создание совершенно самостоятельных летательных устройств, созданных на основании собственных экскизов и из обработанных собственными руками материалов.

Теоретические и практические занятия по физике, инженерному делу, программированию для получения необходимых знаний и навыков вводились в проектный процесс ежедневно и строго в соответствии с целями и задачами создания управляемых летательных устройств — таким образом, стабильного расписания в Школе не было. Организаторы встраивали необходимые теоретические и практические модули в соответствии с потребностями проектных команд и этапами их работы (этапом проектирования, этапом создания эскизов и чертежей, этапом создания реальных устройств, этапов подготовки к соревнованиям и конференции и завершающим этапом исправления ошибок) после обсуждения итогов каждого дня работы.

Такой принцип требовал от организаторов смены, педагогов, вожатых и ребят предельной ответственности, самостоятельности и увлеченности — ведь работа над проектами в условиях полного погружения не может быть связана с жесткими регламентами и требованиями. Однако все участники смены достойно справились со своими задачами, на конференции и заключительных соревнованиях каждая команда представила завершенный работающий проект — летательное устройство определенного типа.

ЛНМО проводит инженерные смены с 2017 года. Если первые выезды были связаны с реализацией принципов «инженерных мастерилок» Анатолия Шперха, когда ребята возраста 5-6 классов строили машинки на резиномоторах и другие простейшие устройства, изучали законы физики, участвовали в инженерных соревнованиях, то с 2019 года, благодаря руководителю студии «Ожившая механика» (Челябинск) Дмитрию Овсяницкому и участию в сменах не только руководителя Школы инженерного мышления ЛНМО Анатолия Шперха, но и инженеров и педагогов из Санкт-Петербурга и Белоруссии (Тимофей Черкасов, Дмитрий Предтеченский, роман Тедорадзе, Виктор Пригодич, Анастасия Вазюля) инженерное направление выросло в масштабные обучающие проекты для ребят среднего и старшего школьного возраста (читайте статью о смене 2020 года http://edurobots.ru/2020/08/lnmo-camp, и наши статьи о предыдущих сменах).

В команду инженеров-педагогов и в 2021 году вошел Дмитрий Николаевич Овсяницкий (Челябинск), разработавший для Летней школы ЛНМО тематику проектов и ставший научным руководителем смены. Он поставил цели и задачи для каждой команды, подготовил оборудование, осуществлял координацию работы педагогов, а также помогал командам в процессе формирования идей, строительства макетов, создания устройств и участия в соревнованиях.

Василий Васильевич Семенников (руководитель инженерно-проектной деятельности в ЛНМО с 2021 года), Евгения Рогацкина (Москва, «Школа № 548 «Царицыно», классы «Силаэдр»), Игорь Васильевич Столяров (Саров, руководитель регионального отборочного этапа Балтийского научно-инженерного конкурса в Сарове), Ян Альбертович Падаманов — физик, автор учебных пособий и справочников для школьников (Иркутская область и Санкт-Петербург), Елена Евгеньевна Колосова (педагог-инженер, Гомель) — руководили проектными командами.

Главная задача смены — изготовление различных летательных аппаратов и запуск их в рамках итоговых соревнований.

Ребята — семиклассники вместе с Яном Альбертовичем Падамановым и Евгенией Александровной Рогацкиной создавали Судна на воздушной подушке и глиссеры с низким полетом.

Ребята учились делать эскизы, расчеты, работать с пенопластом, клеем, моторами, получили основы работы с радиоуправляемыми устройствами. В итоге все приняли участие в соревнованиях на лучший оригинальный проект такого воздушного судна, с наиболее высокой скоростью полета. Команда ребят из проектной группы Евгении Рогацкиной — под руководством Александра Арлашкина (Федор Каторгин, Мирослав Парамонов, Дмитрий Чупров) — не только продемонстрировала хорошие двигательные свойства созданных устройств, обосновала свой выбор и принципы создания устройства, но и время движения их судна на воздушной подушке по пятиметровой дистанции было наименьшим — 3,3 секунды.
Однако лучшей презентацией на конференции была признана работа другой команды семиклассников — под руководством Николая Гаврися (Александр Еремин, Владимир Хмуров).

Материалом для изготовления стали детали для радиоуправления, потолочная плитка, клей, игрушечные моторные лодки, винты, батарейки, ножи

.

Восьмиклассникам и десятиклассникам инженерной смены была поставлена цель самостоятельно придумать, изготовить и собрать оригинальную модель планера или самолета и принять участие в соревнованиях на самый дальний полет созданного командой устройства, а также представить модель на конференции. Параллельно ребята должны были получить теоретические основы полетов и реализовать их на практике, изучить формы крыла и закон Бернулли. Ребята работали с деталями игрушечных самолетиков, пенопластом, электрическими проводами, винтами, радиоуправляемыми деталями, моторами.

Победителями соревнований среди 8-классников стала команда Юлии Михеевой, Павла Мулика, Михаила Палкина и Владислава Шамана, их самолет показал наибольшую дальность полета. Удивительную стойкость показала команда Леона Емельянова, Александра Железняка, Арсения Маметьева и Антона Сорокина. Несмотря на поломки устройства во время соревнований ребята до последнего дорабатывали свое устройство и великолепно выступили на заключительной конференции. Руководителями этих команд выступила Елена Евгеньевна Колосова, педагог-инженер из Гомеля.

Второе место на конференции заняла команда в составе Ярослава Крючкова, Камиллы Князево, Полины Кудряшовой и Ярослава Крючкова — их модель также обладала замечательными летательными свойствами и ребята прекрасно представили это в своей презентации.

Но самый главный итог работы на инженерной смене показала команда восьмиклассников в лице Арсения Алексеева, Кирилла Кокорина, Михаила Бучнева и Игоря Прилежаева. На протяжении смены они создали 4 модели управляемых летательных устройств, и во время прощального костра их модель полетела с земли, показав точность расчетов будущих инженеров https://vk.com/antschool?z=video-89534969_456239085%2Fd6091be34f0b50e6da%2Fpl_wall_-89534969 . Этими командами руководил Василий Васильевич Семенников, руководитель производственной компании, инженер-конструктор, обладатель нескольких патентов.

Яркие модели с обратной стреловидностью крыла были предложены командой десятиклассников (Юрием Пуксантом, Глебом Захаровым, Михаилом Сиротливым и Евгением Саньковым — их проект был признан первым на конференции среди десятых классов.

Девятиклассникам было предложено создать системы стабилизации для летательных устройств и установить их на модели, созданные командами 7-10 классов.

Пожалуй, самая активная в теоретическом и практическом плане работа шла именно в команде девятиклассников, которые в рамках смены смогли не только изучить основы Arduino, получить огромное количество практических навыков в работе с электронными системами управления, но и в конце смены создать собственную модель самолета и даже принять участие в соревнованиях. К сожалению, короткая смена не позволила полностью реализовать задачу девятиклассников  — их взаимодействие с другими проектными группами для совместной работы по установке систем стабилизации на летательные устройства, и мы надеемся, что на следующей инженерной смене их работа будет продолжена.уш

К сожалению, короткая смена и выявившиеся под конец смены недостаток в материалах для создания устройств не позволил реализовать главную идею смены — взаимодействие команды 9 класса с другими проектными группами для совместной работы по установке систем стабилизации на летательные устройства. При этом нельзя не отметить, что именно эта группа провела испытания на воде своей системы и показала, как работают созданные ими устройства стабилизации кораблей, — https://vk.com/antschool?z=video-89534969_456239084%2Fvideos-89534969%2Fpl_-89534969_-2.

Лучшей командой девятиклассников по итогам конференции была признана группа Екатерина Егорова, Полина Жолобова, Егор Овсянников.

Командой руководил математик, преподаватель специальных дисциплин ГБПОУ СПТ им. Б.Г.Музрукова (Саров) Игорь Васильевич Столяров. Игорь Васильевич — давний друг ЛНМО, руководитель регионального отборочного этапа Балтийского конкурса, руководитель десятков научных проектов, ставших победителями крупнейших всероссийских и международных научных соревнований, в том числе лауреатов так называемой «малой нобелевки» — дипломов ISEF.
После изучения под его руководством курса Arduino девятиклассники подготовили системы стабилизации движения объектов, научились паять, программировать и в ходе инженерного поиска довели свою систему стабилизации до завершения. 

Таким образом, все команды работали не менее 7-8 астрономических часов в день в учебном корпусе и мастерских, проводили испытания устройств на охраняемой территории санатория, которая составляет более 40 гектаров, соревновались в спортивном комплексе, а испытания проводили окрестных озерах — такие возможности предоставил нам санаторий «Ветразь» (Республика Беларусь). В целом каждый участник смены освоил более 120 часов занятий проектной деятельностью, лекций, практических занятий.

Педагоги и руководители смены, ежедневно читали лекции по физике, по инженерному делу (В.В.Семенников), проектной деятельности (Д.Н.Овсяницкий), математике (И.А.Чистяков). Цикл лекций по физике летательных устройств с привлечением школьной программы прочел для ребят разных возрастов Ян Альбертович Падаманов. В структуру курса органично легли также ежедневные практические занятия черчению и Arduino для 8-классников, мастерилка Е.А.Рогацкиной для 7-классников и другие занятия. Руководители и педагоги в свободные часы рассказывали детям о своих образовательных центрах, о своих увлечениях. Так в рамках смены директор ЛНМО И.А.Чистяков прочел ученикам 8-10 классов лекцию по математике, а Василий Васильевич Семенников в заключение смены рассказал об основах безопасности и, будучи мастером самбо и дзю-до, показал ряд практических приемов, которые каждый может применить в сложных ситуациях. Гармоничными «вставками» в учебный процесс были просмотры документальных фильмов об авиации.

Смена не была бы завершенной, если бы не была насыщена различными спортивными, развлекательными активностями. Ежедневно с 14-00 до 17-00 все участники смены, если не были заняты в лечебном корпусе санатория на медицинских процедурах, занимались спортом, участвовали в спортивных соревнованиях по футболу, волейболу, баскетболу, теннису. Параллельно в эти часы каждый день группа желающих искупаться и посмотреть на красоту заповедных лесов шла на озеро, там, где ежедневно день и ночь дежурит спасательная служба Белоруссии. Вечерами замечательные вожатые смены — Наталия Алексеевна Гусева, Станислава Максимовна Фадеева, Никита Владимирович Шевченко, Никита Васильевич Сенчук — устраивали интеллектуальные игры — квест по территории санатория, игру «Что? Где? Когда?» Почти каждую свободную минуту в беседках и игровой комнате жилого корпуса санатория команды играли в настольные игры вместе с Антоном Васильевичем Семенниковым. 2 раза за смену юные инженеры посетили экскурсии по Белоруссии — одну по городу Поставы, с посещением краеведческого музея и дворца Тызенгауза и прогулкой по городу, а другую — автобусную — по достопримечательностям Витебской области с посещением самых красивых костелов и даже … Парижа и Эйфелевой башни. Почти ежедневно вечерами ребят приглашали на просмотр кинофильмов — шедевров советского и зарубежного кино с обсуждением в кинотеатре самых важных для подростков проблем — взаимоотношений со взрослыми, поиска своего пути в жизни, выбора между предательством и подвигом, эгоизмом и самоотречением — и в зале был аншлаг. Были показаны фильмы «Красная палатка» (2 серии), «Воздушные приключения» (2 серии), «Запределье», «Не болит голова у дятла», «Без надежды», «Завет» и другие. Грандиозным праздником стал заключительный концерт, где каждая команда представила свою театральную постановку. Количество активностей не давало участникам смены ни одной минуты побыть в комнате — так формировалась привычка к постоянному интеллектуальному поиску и развитию.

Победители соревнований и конференции (лауреаты дипломов 1 степени) получили свои дипломы и призы, каждый участник получил по итогам смены зачетную книжку с результатами своей работы. Не были забыты и самые яркие участники смены — все они тоже получили полусерьезные-полушуточные дипломы.

Выдержать все испытания смены ребятам помогали не только педагоги, но и замечательные сотрудники санатория «Ветразь», которые бок о бок вот уже почти 5 лет работают вместе с педагогами и сотрудниками ЛНМО. День и ночь с нашими ребятами работала постовая медицинская сестра, в корпусе дежурит врач, в медицинском корпусе ребят ждали более десятка различных специалистов, в столовой — повара и официанты, за порядком следила круглосуточная охрана, в концертном и спортивном зале нам помогали воспитатели санатория. Шестиразовое питание, 2 медицинских процедуры, положенных по путевке каждому участнику инженерной смены, дополнительные медицинские процедуры — все это тоже входило в программу смены и было достойно реализовано благодаря профессионализму, любви к детям и ответственности специалистов реабилитационного центра «Ветразь» и его главному врачу — Сергею Юрьевичу Петухову.

ЛНМО благодарит всех участников и организаторов столь активного интеллектуального отдыха детей за талант, ответственность, заинтересованность во всех наших начинаниях, за смелое участие в первой полноценной экспериментальной инженерной смене Летней научной школы ЛНМО!

Подключиться к инженерной смене 2022 года можно начиная с января 2022 года, позвонив по телефону 8(812)7166836 и заключив договор об участии в оздровительной и других программах.

Exit mobile version