Программа Биологической смены. 8 — 26 августа 2024 года

Цель смены: формирование системы знаний в области биологии и их прикладном значении.

Задачи смены:

  1. показать обучающимся взаимосвязь и взаимодействие наук;
  2. познакомить обучающихся с разными методами исследования;
  3. получить позитивный опыт научной работы в лекционной аудитории и в полевых условиях;
  4. получить опыт презентации исследования;
  5. создать базу для дальнейших проектов и научных исследований.

Реализация программ осуществляется командой биологов как в учебных аудиториях санатория «Ветразь», так и в  полевых условиях в его окрестностях: в лесу, на лугу, на берегах реки и озера.

В основе разработки курсов для Летней научной школы — системное использование методологических средств: аксиологического, инструментального, деятельностного, личностного. Это позволяет максимально развивать интерес к естественным наукам.

Программы курсов основаны на синергетическом подходе, обусловлены интегрированным характером исследований.

НЕКОТОРЫЕ КУРСЫ

Основы почвоведения для 7 класса (О.В. Макарова)

Курс включает информацию о морфологии почв, её минеральной и органической частях, изучение генетических горизонтов. Много работы в полевых условиях: выполнение почвенного разреза, изучение почвенного профиля, составление почвенной катены.

В ходе изучения курса, обучающиеся используют знания в области географии, химии, биологии, экологии, истории. Итогом изучения курса является защита мини-проекта.

Человек в экосистеме для 8 класса (О.В. Макарова)

Курс носит интегрированный характер. Происходит комплексное изучение экосистемы, таким образом, курс включает в себя основы ландшафтоведения и почвоведения. В рамках курса осуществляется оценивание пространства, с точки зрения взаимодействия его компонентов, связей между ними: между живыми организмами (в биоценозе), между живыми организмами и элементами биотопа; оценка воздействия деятельности человека на экосистему. На основании исследования следует предложить методы и способы снижения (минимизирования) воздействия человека на данную экосистему.

Жизненные циклы высших растений для 9-10 классов (О.В. Макарова)

Актуальность курса обусловлена интегрированным характером исследования, включающим комплексное использование методологических средств познания: теоретические исследования (работа с источниками информации) и эмпирические исследования (наблюдения в природе, работа в лабораторных условиях).

Происходит обобщение и систематизация знаний по теме «Жизненные циклы высших растений» — исследование объединяет следующие модули: анатомия и морфология растений; систематика растений; жизненный цикл клетки; онтогенез; экология.

Таким образом, за короткий промежуток времени обучающиеся изучат большое количество материала.

Теоретическая часть проходит в учебной аудитории. Практическая часть связана с полевыми исследованиями, проходит в местах произрастания объектов исследования. Итогом курса является защита проектов.

НБИКС-наука и природоподобные технологии для 7 класса (А.С. Гурьева)

В курсе рассматриваются НБИКС-технологии, основные термины и понятия этого комплекса науки.

Органы чувств и арт-терапия для 8 класса (А.С. Гурьева)

Биологическая часть курса посвящена строению и работе органов чувств человека.

Большое количество практических заданий в курсе «Органы чувств и арт-терапия» дает возможность осознанно (понимая механизмы формирования эмоций) раскрыть свой творческий потенциал, научиться справляться со стрессом и расширить способы «быть услышанными» окружающими через арт-терапию.

Основы ландшафтного дизайна для 9-10 классов (А.С. Гурьева)

В курсе даются общие принципы ландшафтного проектирования приусадебных участков, зимних садов, городских садов и парков и общие принципы формирования и размещения объектов ландшафтного дизайна.

Практическая часть позволит обучающимся почувствовать себя ландшафтными архитекторами, выполнить свои собственные небольшие проекты.

В ходе обучения ландшафтному дизайну обучающиеся должны осознать, что для выполнения и реализации ландшафтных проектов им понадобятся знания не только биологии (ботаники), но и геометрии, физики, химии, математики и др. Защита проектов является продолжением формирования навыков самопрезентации.

Полевая ботаника для 7 класса (Т.Д. Фишер)

Теоретическая часть курса (в аудитории) посвящена принципам формирования гербариев, работе с определителями растений. Практическая часть проходит в полевых условиях: формирование умений и навыков работы с определителями растений, сбор растений для гербариев. В результате каждый обучающийся защитит свой проект.

Химия для 8 класса (Т.Д. Фишер)

Курс включает в себя работу с периодической системой химических элементов (таблицей Менделеева); изучение некоторых элементов; проведение опытов на свойства металлов, определение рН разных сред; получение знаний о содержании в продуктах витаминов и питательных веществ.

Курс химии без скучных формул и зубрёжки, с опытами и про химию вокруг нас.

Систематика млекопитающих для 9-10 классов (Т.Д. Фишер)

Курс включает в себя изучение принципов систематики; изучение классификации по морфологическим признакам и генетическому сходству; выполнение теоретических и практических заданий по данной тематике.

Зоология беспозвоночных для 7 класса (А.А. Исакова)

Курс представляет собой цикл занятий, в котором рассматриваются многообразие животного мира, филогения, организация, экология и практическое значение основных таксонов беспозвоночных животных. Курс направлен на расширение и углубление биологический знаний, формирование естественно-научного мировозрения, понимание проблем и современного состояния мегасистемы животного царства. Полученные современные зоологические знания являются основой для прохождения других биологических дисциплин.

Зоология позвоночных для 8 класса (А.А. Исакова)

Курс следует рассматривать как фундаментальный для понимания строения и жизнедеятельности представителей позвоночных животных.

Он состоит из теоретических, практических, лабораторных занятий, а также экскурсий в природу.

Все это поможет освоить различные методы исследования, расширить биологические знания и рассмотреть основные экологические закономерности на примере животного мира.

Артикуляция и восприятие звуков речи для 9-10 классов ( А.В. Шипило)

В курсе происходит знакомство с механизмом речеобразования. Рассматриваются вопросы использования произнесения отдельных звуков речи, различные способы артикуляции, представленные в разных языках мира. Изучается корреляция акустических характеристики речевого сигнала с артикуляторными; причины возникновения акцента.